«Крест всякой формы есть истинный крест» — преподобный Феодор Студит IX веке.
В очередной раз столкнулась с разнообразием купольных крестов. На этот раз в Новочеркасске. Храм Константина и Елены на Сенной площади. Чувствую необходимость разобраться в крестах, их истинном значении.
После восьмиконечных крестов Вознесенского собора сразу бросаются в глаза необычность крестов этого храма.
Какой же истинный крест? Может они делятся на православные и католические? Или же на славянские, римские и византийские? Какие кресты русские? вот что пишут в История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии: Крест четырехконечный или латинский «immissa»
В учебнике «Храм Божий и церковные службы» сообщается, что «сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия»
«И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, — святитель Димитрий Ростовский.
Если поискать, яндекс выдает много четырехконечных купольных крестов. Тема крестов очень многолика, ее можно рассматривать как геральдику, монограммы, нательные, схимнические, грамматические и т.д. В данной статье будем говорить только о купольных крестах. Яндекс, по запросу «четырехконечный крест», выдает достаточно много фотографий православных церквей и храмом с таким дизайном крестов на куполах.
Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»
Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира».
Источник: http://www.pravmir.ru/kakoj-krest-pravilnyj/#ixzz34eDV23pt
Четырехконечные кресты встречаются не только с различным декором но и с ладьей, с терновым венцом, с трилистниками …. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа .
Шестиконечные кресты без Ладьи:
В Несветаевской церкви одновременно встречаются шестиконечные и восьмиконечные кресты. Так же я видела 5 купольные церкви, где центральный крест с ладьей, а остальные без них. Вот такие архитекторы православных церквей.
Самые популярные кресты восьмиконечные:
Крест восьмиконечный православный «канонический» Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.
Полностью читать здесь: http://xn--c1aea0bjfhiff.xn--p1ai/rpc/kresti_pravoslavnie/
В данной теме можно долго разбираться. Я посоветую почитать следующую литературу:
1.К. В. П. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. — Москва: Альманах «Жизнь вечная».
2.Иоанн Сергиев [святой праведный Иоанн Кронштадтский]. О кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896
Лично мне бы хотелось разобраться еще и в цветовой гамме. Я видела серебряные и золотые купольные кресты. Бывают ли кресты других расцветок? Пока не могу найти православную литературу на эту тему. Буду рада комментариям.
Если вам понравилась статья, то вас может заинтересовать статьи о:
Церковь Преполовения Пятидесятницы
Беседа с Василием Давидовичем Ирзабековым
Святой великомученник Георгий Победоносец.
Покрова Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии.
День иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Старочеркасск. Музей-заповедник.
Просто галерея церквей, соборов, храмов Ростова и области